В России создается новый суперавианосец

Крыловский государственный научный центр завершил проектирование нового многоцелевого тяжелого авианосца. Корабль, разрабатываемый в рамках проекта 23000Э «Шторм», по своим характеристикам сопоставим с перспективными американскими авианосцами типа «Джеральд Форд». Проектные работы велись еще с середины 2000-х годов, однако на флот корабль попадет не скоро. Ранее российские военные заявляли, что если решение о строительстве кораблей такого класса будет принято, то первый новый авианосец в составе флота появится только после 2030 года.
О том, что проектирование нового авианосца завершилось, американскому изданию IHS Jane's рассказал заместитель директора Крыловского центра Валерий Поляков. Перспективный корабль сможет наносить удары по наземным и морским целям противника при помощи собственного вооружения и самолетов авиагруппы, обеспечивать прикрытие сухопутных войск и заниматься противовоздушной обороной. Базовые параметры перспективного авианосца уже определены, однако со временем некоторые из них могут измениться в зависимости от пожеланий основного заказчика — Министерства обороны России.
На первом этапе проект 23000Э подразумевает строительство корабля с обычной котлотурбинной силовой установкой. Схожие, например, установлены на единственном российском авианесущем крейсере «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» проекта 1143.5 «Кречет». При этом проектом предусмотрена возможность замены обычной силовой установки на новую атомную без внесения значительных изменений в конструкцию авианосца.
Водоизмещение перспективного корабля проекта «Шторм» составит около 100 тысяч тонн при длине 330 метров, ширине по ватерлинии 40 метров и осадке 11 метров. Авианосец сможет развивать скорость до 30 узлов, а его мореходность составит до 7 баллов (высота волн — 6–9 метров). Автономность плавания корабля составит 120 суток. В состав экипажа авианосца войдут 4–5 тысяч человек. При этом пока не известно, какое количество из них будет привязано к авиагруппе.
На новом корабле сможет базироваться смешанная авиагруппа из 80–90 летательных аппаратов: палубных истребителей МиГ-29К/КУБ и Т-50, самолетов дальнего радиолокационного обнаружения и управления, о разработке которых пока ничего не известно, и многоцелевых вертолетов Ка-27. В случае необходимости эти летательные аппараты будут использоваться для противокорабельной и противолодочной борьбы, обеспечения противовоздушной обороны, нанесения ударов по наземным объектам противника.
В мире существует три типа авианесущих крейсеров, которые в международной классификации обозначаются как CATOBAR (Catapult Assisted Take Off But Arrested Recovery), STOBAR (Short Take-Off But Arrested Recovery) и STOVL (Short Take-Off and Vertical Landing). Первые, как, например, американский «Авраам Линкольн» типа «Нимиц», обеспечивают старт самолетов с палубы при помощи катапульты, а посадку — с помощью аэрофинишеров. На вторых вместо катапульты установлен трамплин, а самолеты взлетают исключительно при помощи тяги собственных двигателей, однако посадка истребителей обеспечивается аэрофинишерами. К такому типу авианосцев относится российский «Адмирал Кузнецов». Наконец, третий тип авианосцев предназначен для истребителей с укороченным взлетом и вертикальной посадкой. К этому типу относится, например, испанский легкий авианосец «Принсипе де Астуриас».
Полетная палуба перспективного российского авианосца проекта «Шторм» будет смешанного типа с четырьмя стартовыми позициями: два самолета смогут взлетать с трамплина, а два — с помощью электромагнитной катапульты. Катапультой, вероятно, будут пользоваться палубные истребители, которые планируется разработать на базе перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации (ПАК ФА) Т-50. Отвечать за остановку садящихся на палубу самолетов будет аэрофинишер — устройство с натянутыми поперек палубы несколькими тросами, за которые истребитель цепляется специальным крюком — гаком.
Авианосец проекта 23000Э «Шторм» получит и два «острова», надстройки над палубой, в которых размещаются командный мостик, посты наблюдения, радиоэлектронное оборудование и средства связи. Противовоздушную оборону авианосца обеспечат четыре зенитных боевых модуля. Каких именно, пока неизвестно. Не исключено, что для новых авианосцев могут быть разработаны корабельные версии перспективных сухопутных зенитных ракетных комплексов С-500, которые запланировали принять на вооружение в 2016 году. Предположительно, С-500 сможет обнаруживать аэродинамические и баллистические цели на дальности до 800 км поражать объекты, летящие со скоростью до 7 тысяч метров в секунду.
Набор собственного вооружения «Шторма» окончательно не определен. Согласно проекту, на новом авианосце могут быть размещены и средства противоторпедной обороны. В состав радиоэлектронного оборудования корабля войдут многофункциональная радиолокационная станция с активной фазированной антенной решеткой, система радиоэлектронной борьбы и современные средства связи.
Стоимость перспективного корабля проекта 23000Э пока неизвестна. Стоимость одного американского авианосца типа «Нимиц» составляет около 5 млрд долларов, а «Джеральд Форд» — чуть больше 12 млрд долларов. Достройка в России и модернизация авианесущего крейсера «Адмирал флота Советского Союза Горшков» (ныне «Викрамадитья») обошлась Индии примерно в 2 млрд долларов.
Каким именно образом ВМФ России будут использовать новые авианосцы, если решение об их строительстве будет принято, пока не ясно. В разное время представители ВМФ России объявляли, что авианосцы необходимы для уничтожения соединений надводных кораблей и для противолодочной борьбы, разрушения объектов противника на побережье и в глубине территории, завоевания и удержания господства в воздухе в районе боевых действий, блокады отдельных морских районов и проливных зон.
Россия обладает большим по протяженности побережьем на Дальнем Востоке, открытым для доступа из Тихого океана. В случае войны боевые действия здесь будут проводиться большей частью на море, поэтому логичнее всего держать российские авианосцы именно в этом регионе. Кроме того, с точки зрения далекой перспективы наличие там авианосцев позволит России не строить большое количество воздушных баз для обеспечения патрулирования и контроля морской границы. Причем еще одним плюсом кораблей является возможность постоянно перемещаться вдоль побережья, приближаясь к нему или отдаляясь.
Создание авианосцев позволит России значительно усилить военное присутствие в Мировом океане, потеснив позиции США. Активным развитием флота в настоящее время занимается и Китай, который уже принял на вооружение свой первый авианесущий крейсер «Ляонин» (бывший «Варяг» проекта 1143.6) и планирующий спустя еще несколько лет вооружиться авианосцами собственной постройки. Предположительно, уже к 2020 году Китай может сформировать свои первые две авианосные ударные группы.
С другой стороны, строительство авианосцев потребует от России существенных финансовых вложений. Даже если предположить, что стоимость одного авианосца составит вполне подъемные 4–5 млрд долларов, не следует забывать, что для такого класса кораблей потребуется строительство инфраструктуры и различных кораблей сопровождения. В этом случае речь уже будет идти о сумме на порядок выше. При экономической нестабильности, вялотекущем финансово-экономическом кризисе и дефиците бюджета Россия не сможет позволить себе многомиллиардные траты даже на создание одной авианосной группы.
Сегодня США являются единственным государством, обладающим полноценными авианосными ударными группами, в состав которых, как правило, помимо самого авианосца входят также два ракетных крейсера типа «Тикондерога», три эсминца типа «Арли Берк», две многоцелевых атомных подводных лодки типа «Лос-Анджелес» и корабль снабжения. У России же собрать подобную группу кораблей пока возможности нет.

Другие материалы по теме

Добавить комментарий